Ожидаемое изменение действующих правил, связанное с возможным принятием нового закона о тонировке не на шутку взбудоражило автомобильную общественность. Усиление карательных мер по отношению к любителям поездить в машине с затемненными стеклами многие приводит в отчаяние, заставляя по-новому взглянуть на эту проблему. Но так ли страшны грядущие изменения ПДД?
В чем суть нововведений?
В 2016 году первый зампред по конституционному законодательству и госстроительству В. Лысаков выдвинул законопроект, который предусматривает значительное увеличение штрафных санкций за тонировку, доведя их размер с нынешних 500 до максимальных 5000 рублей. Наказание будет увеличиваться прогрессивно по мере накопления эпизодов правонарушений. Первый раз нерадивого водителя оштрафуют на 1,5 тысячи рублей, а при повторном факте, зафиксированном в течение года, придется раскошелиться уже на максимальную сумму или расстаться с правами на срок от 1 до 3 месяцев. Тонировка 2017 новый закон регламентирует внесение изменений в ст. 12.5 КоАП, которая устанавливает ответственность на несоблюдение правил тонировки.
В пояснительной записке к документу В. Лысаков отметил, что до 2014 года за нарушение правил тонировки было предусмотрено снятие государственных номеров, но после разрешения со стороны МВД изготавливать их дубликаты частным компаниям, эта мера автоматически была лишена смысла. Исчезновение сдерживающего фактора и стало косвенной причиной усугубления ситуации с нарушениями ПДД. Представители ГИБДД также поддержали инициативу парламентария, отметив, что предлагали увеличить наказание еще в 2014 году.
Автор документа пояснил, что резко возросшие штрафы будут мотивировать автолюбителей соблюдать ПДД и, как следствие, повысят безопасность на российских дорогах. Интернет заполонен многочисленными роликами, в которых водитель со смехом открывает боковое окно, чтобы увидеть происходящее на проезжей части. Тонировка боковых стекол — одна из частых причин дорожно-транспортных происшествий, заметно повышая риск гибели при неблагоприятных погодных условиях. Туман, дождь или сильный снег, темное время суток — вот те факторы, которые еще более усугубляют плохую видимость, создаваемую тонировкой, подчеркнул парламентарий.
По мнению сторонников законопроекта, штраф в 500 рублей не способен принудить автовладельца действовать в соответствии с буквой закона, ведь проще заплатить эту сумму, нежели убирать затемняющую пленку. Не удивительно, что в 2015 году сотрудники ГИБДД зафиксировали свыше 660 тысяч подобных правонарушений. Наибольшую лепту внесли в эту статистику москвичи (47,8 тыс.) и жители Краснодарского края (45,7 тыс.).
Мнение оппонентов
Однако далеко не все разделяют подобный пессимизм. Многие автолюбители считают, что тонировка передних стекол не только не вредна, но даже полезна. Особенно часто подобного мнения придерживаются жители южных регионов страны, где жара и палящее солнце пагубно сказываются на физическом состоянии водителя, значительно притупляя его внимание и ускоряя усталость.
Кроме того, скептики считают, что тонировка предотвращает ослепление водителя фарами встречного автомобиля, в особенности если у него включен дальний свет. Еще один довод противников нововведения связан с обеспечением безопасности вещей, находящихся в машине, ведь затемненные стекла препятствуют свободному обзору салона, чем могут воспользоваться злоумышленники.
Судьба законопроекта
Закон о тонировке рассмотрели и одобрили депутаты профильного комитета 11 ноября 2016 года, рекомендовав его к рассмотрению нижней палате. Однако с 1 января 2017 года документ не вступил в законную силу, так как парламентарии его не приняли. Отказали в поддержке инициативы В. Лысакова и в Кабинете министров.
По мнению чиновников, фиксированная базовая величина штрафа не позволяет учесть всю совокупность обстоятельств дела, включая личность правонарушителя, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства. Возникают вопросы и по поводу того, какой штраф предусмотрен в качестве наказания. Обозначенный в законопроекте размер повторных санкций не обоснован объективным анализом данных статистики о причинах повторных правонарушений, а также факторах, способствующих увеличению их количества. Не подтверждают выводы автора и сведения о низкой эффективности существующих административных наказаний, отметили в Правительстве.
Напомним, КоАП утверждает, что коэффициент светопропускания автостекол должен строго соответствовать ГОСТу. При более низких значениях эксплуатация транспортного средства не допускается. Согласно действующим нормам техрегламента светопропускание ветрового стекла автомобиля должна быть менее 75%, а у передних боковых не ниже 70%. Требования к остальным стеклам автомобиля законодательно не прописаны.