Технология полировки кузова автомобиля и его ЛКП создаётся не в научных лабораториях и НИИ, а на концентрации большого числа опытов и личных методик автомобилистов. Это, обычно, ёмкий ручной труд, требующий определённых навыков, чутья и интуиции. Тут отлично срабатывает принцип «лучше меньше, да лучше» и «не навреди». Огромный рынок автохимии даёт много новых средств и препаратов для полировки и другой обработки поверхности. Они в разных ситуациях ведут по-разному, обмен опытом в среде автолюбителей имеет большое значение.
Стратегия
Эффективность полировки зависит от правильного определения характера повреждений или износа. Это влияет на тактику работы и выбранный инструмент. Виды повреждений:
- Шагрень. Это плод неграмотной покраски кузова. Требуется абразив Р1500 для удаления крупной пыли и Р2000 для доводки.
- Лаковые подтёки. Их удаляют после полного высыхания. Крупные удаляют абразивом Р1200, средние — Р1500.
- Наплывы краски. Пригодятся среднеабразивные пасты и шлифовальная машинка. Потребуется убрать незначительную площадь, ручной способ не рекомендован.
- Мелкие царапинки. Понадобится мелкозернистый абразив и паста для окончательной полировки.
- Большие царапины. Обрабатывают абразивом Р1000. Более грубый повредит поверхность.
- Блеклая поверхность. Абразив Р2500 или малозернистая паста. Приемлем и безабразивный метод.
Требования к условиям
Правильная полировка автомобиля делается в мастерской с обычной окружающей воздушной температурой. Метод допускает небольшой нагрев, при котором лак лучше полируется. Запылённость бокса, гаража негативно скажется на результате. Пыль — обычный абразив, который может вызвать новые дефекты. Поверхность должна быть вне зоны действия прямых солнечных лучей, помещение должно быть проветриваемым. Некоторая автохимия вредна для здоровья, поэтому средства личной защиты и рабочая форма лишними не будут.
Полировку производят только на твёрдой поверхности. Всевозможные подтёки лака, наплывы краски обязаны быть сухими, а защитный полироль — высохшим. В начале работы важно поверхность тщательно обезжирить и вывести из неё воск. В противном случае — они испортят наждачку, забившись между частичками абразива. При работе своими руками абразив крепят на бруске из твёрдой резины. Это гораздо разумнее, чем использовать дерево. Мягкая резина разрешает регулировать силу давления на поверхность кузова.
Методика работы
После старательной очистки кузова проводят анализ глубины дефектов. Полируемую поверхность необходимо смачивать жидкостью. После обезжиривания выдерживают паузу. При обезжиривании надо не только разрушить жировые и битумные пятна, а и убрать остатки при помощи сухих салфеток. Их качество обязано быть соответствующим. До полировки применяют грубые, но без ворсинок. А при удалении следов работы и при финишной мойке используют салфетки и тряпки из мягких материалов. Удобно использовать пульверизатор. При увлажнении важна умеренность — лишняя вода может смыть пасту и помешать процессу. При полировке надо придерживаться правил:
- Края царапин хорошо уменьшать при помощи надавливания на одну сторону бруска. Крупные площади полируют с незначительным и равномерным нажимом.
- Контроль температуры — важный момент. Поверхность ЛКП должна быть от 40 до 60 градусов. Такую температуру хорошо чувствует палец, его сложно удержать при таких условиях.
- Траектория движений полировальным кругом или абразивом обязана чередоваться. Поперечные должны переходить в кругообразные и продольные. Это улучшит качество и не даст появления голограмм и своеобразных ореолов.
- Самое большое значение стоит уделять острым краям, сгибам, рёбрам. На поверхности рёбер толщина ЛКП маленькая, их желательно пропустить или использовать лёгкое нажатие и абразив Р3000.
Можно варьировать силу нажима и зернистость абразива. Опытный слесарь использует два вида паст. Сначала крупноабразивную, а затем мелкоабразивную, не забывая о периодической мойке и контрольном просмотре.
Советы
Приветствуется применение контроля величины слоя покрытия до и в ходе процедуры. Шлифовальный круг «Trizact» от «ЗМ» способен удалять до 5 мкм за пару минут работы и оставлять риску 0,701-0,801 мкм. А это однообразная матовая плоскость. Абразив «260L Purple» с таким же размером зерна способен снять до 6,01 — 8,01 мкм, оставляя после себя рисочку 1 — 1,2 мкм.
Снижение риски проводят в несколько заходов, на участке от Р1500 до Р5000 предпочтительно выполнить хотя бы пару чередований абразива (Р2000, Р3000). Специфика применения паст различная, поэтому рекомендуется на соответствующем уровне использовать соответствующий тип полировального инструмента и оборудования. Чем жёстче основа, тем сильнее режущие свойства абразива. При смене полирующего инструмента следует шлифмашине поработать на холостых оборотах для удаления влаги и правильной центровки насадки.
Справка
Матирующий абразивный круг 3М Trizact 50341 создан для использования на шлифмашине или своими руками. С его помощью можно не только обрабатывать поверхность перед использованием диска Trizact P3000, но и убрать дефекты базового ЛКП. Им можно матировать детали перед нанесением краски или лака, обрабатывать труднодоступные части кузова руками. Уникальная, вспененная основа круга равномерно обрабатывает сложные участки, не нанося вреда заводскому покрытию даже при нажиме. Специалисты высоко ценят свойства кругов. Они оснащены фирменным креплением и переходниками фирмы Hookit. Стоит такой круг ориентировочно 600 рублей.
Вывод
Полировка автомобиля самостоятельно — дело хорошее. Но требует трезвого расчёта и оценки своих возможностей. Попытки сэкономить и получить новые навыки могут принести и убытки в виде испорченного материала и поверхности машины. Лучше заплатить и обратиться к мастерам. Но если у Вас много времени и сил, а жизнь заставляет экономить — дерзайте!